Н. В. Минаева

Люди русского Сопротивления

МОСКВА. 2003.
obl.jpg (12,8kb)

Содержание

192.gif
Предисловие...


192.gif
Вместо введения


192.gif
Глава 1.
Несостоявшаяся поездка в Италию
и полковник Фадеев.


192.gif
Глава 2.
В донских степях.


192.gif
Глава 3.
Донской казак
Василий Васильевич Минаев...



192.gif
Глава 4.
Архангельск при белых и красных.


192.gif
Глава 5.
Бестужевские курсы.


192.gif
Глава 6.
Ломоносовская гимназия.


192.gif
Глава 7.
На Поклонной Горе.


192.gif
Глава 8.
22 июня 1941 года в Катуаре.


192.gif
Глава 9.
Вязьменский котел.


192.gif
Глава 10.
Жертвы двух диктатур.
Русские военнопленные во Второй Мировой войне.



192.gif
Глава 11.
Великий князь Владимир Кириллович
и его участие в антифашистском Сопротивлении. Связь наследника русского престола с русскими военнопленными и поддержка им Всероссийской Национальной Партии.



192.gif
Глава 12.
Заговор фон Штауфенберга 20 июля 1944 года
и русское антинацистское Сопротивление в тылу Германии.



192.gif
Глава 13.
Словацкое восстание.


192.gif
Глава 14.
Михаил Васильевич Минаев - эмигрант.


192.gif
Глава 15.
Всероссийская Национальная Партия.


192.gif
Глава 16.
Инта.


192.gif
Глава 17.
Плющиха.


192.gif
Глава 18.
Мой старший брат Алексей.


192.gif
Письма отца.


192.gif

Глава 5.

Бестужевские курсы

Петр Андреевич Таратин постарался двум своим старшим дочерям, Антонине и Августе, дать хорошее образование. Старшая, Антонина, была определена в лучшую в Архангельске Мариинскую женскую гимназию "под августейшим покровительством вел. княгини Марии Николаевны"; младшая, Августа, - в Ольгинскую, под покровительством другой дочери императора Николая, вел. княгини Ольги Николаевны. Обе девочки Таратины жили сначала не дома, а у дяди Евграфа, старшего брата своего отца. Раннее детство их прошло на терском берегу Белого моря, в краю суровом. Деревня Кузомень, где они родились, при устье реки Варзуги стоит на сыпучих песках. Девочки бегали по отлогому берегу моря. Собирали необыкновенной красоты ракушки - серебряные, черные, голубые в форме бабочек. Они постигали жизнь простых поморов, проводивших весь рыбный сезон в избушках на самом берегу моря - "тонях". Эти "тони", "тонюшки", как по-северному ласково их называли, были предметом торговли, кому какая "тоня" достанется, тот и будет богат семгой, треской и другой белой рыбой, а значит, будет сыт зимой. Те девяностые годы XIX века, когда родились Тоня и Гутя, были голодными на Севере, да и во всей России.

Переезд в Архангельск к дяде, законоучителю в епархиальном училище и, позже, смотрителю всех духовных заведений архангельского края, был крупным событием в судьбе сестер. Дом дяди Евграфа - полная чаша, но был строгим домом, соблюдались все посты, все церковные требы, все православные обряды с выходом в церковь ко всенощной, к заутреней. Самой привлекательной в дома дяди Евграфа была библиотека, огромная, полная замечательных книг Чего только здесь не было! Поражало воображение девочек обилие словарей и энциклопедий, Стоило племянницам-гимназисткам задать любой вопрос, и Евграф обязательно обращался к энциклопедиям. Были здесь Русский биографический словарь, энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Географическая энциклопедия и много других ценных изданий. Всегда с началом навигации в доме появлялся большой друг Петра Андреевича, ученый-географ Риппас. Он изучал Лапландию. Разговоры о чуме или веже (рубленая избушка обитателей Севера), черчение карт тундры привлекали внимание юных обитательниц дома. Риппас любил детей Петра Андреевича, возвращаясь в Петербург, присылал им множество детских книг и журналов "Детское чтение", "Задушевное слово", а дети дарили ученому раковины с жемчужинами. Две старинные деревянные церковки и старое кладбище в неприглядном селе Кузомени составляли печальный пейзаж их детства. Но детство осталось позади, гимназическая жизнь в Архангельске в обществе городских кузен Оли и Сани развила маленьких провинциалок. Они много гуляли по городу, любовались чайками, взмывающими над Северной Двиной. Какая она величавая, вольная, несущая гулкие волны к океанским просторам! Косые паруса карбасов особенно красивы летом, когда Архангельск весь в зелени бульваров, весь ромашковый, какая стать в таможенных башнях, совершенно белых, сверкающих на северном солнце, как заливисто поют петухи в Соломболе, как звонко им подпевают веселые паровые пилы на лесопилке!

Но надо было учиться. И учение шло успешно. Программа гимназий включала широкий круг гуманитарных дисциплин: русский язык и русскую литературу, которую вел замечательный педагог, председатель Педагогического Совета Н. Кизель, глубоко преданный своему делу. История, естественная история, география, педагогика, западные языки и латынь - весь круг предметов серьезно подготовил основу знаний северных гимназисток. Наконец, были получены Свидетельства об окончании гимназий. И обе сестры, независимо друг от друга, в разных гимназиях: одна в Мариинской, другая - в Ольгинской, были удостоены золотых медалей. Шел 1912 год. Все более заметным человеком в городе становился их отец, Петр Андреевич Таратин. Блестящие успехи его дочерей были отмечены в городской газете. Встал вопрос о дальнейшей их судьбе. С благословения просвещенного дяди Евграфа было решено отправить девушек в Петербург, на Высшие женские курсы - Бестужевские.

Но как быть? Старшей, Тоне, было сделано предложение. Просил руки и сердца первый красавец Архангельска Гаранский, блестящий переводчик с английского. Его связи с Англией были самыми тесными. Там он получил образование. Часто бывал в Лондоне, имел там друзей. Англиканский Пастер и его молодые дочери тоже, вероятно, имели виды на молодого русского красавца. Но он остановился на дочери Петра Андреевича - Антонине, Тонечке. Стали бывать Таратины у Гаранских. Гаранские в Кузнечихе, в домике в три окошка. Было весело, предчувствия радости, счастья заполняли вечера. Однажды произошло объяснение, признание в любви, как у Кити и Левина в "Анне Карениной", - писали отдельные буквы на рояле. Это случилось в гостях у Гаранского. Обратно ехали на извозчике. Смутные надежды и тревожное ожидание. Ведь надо учиться!

Было решено пока обручиться. Торжественно и серьезно было все устроено в главном Троицком соборе. Был приглашен сам Иоанн Кронштадский, творивший в то время чудеса в Архангельске. На нем была епитрахиль под ризою, что отвечало торжественности момента. Антонина и Гаранский стояли перед священником, покрытые епитрахилью. Он благословил их иконою Божьей Матери. Было решено отложить свадьбу на год-два. Невеста была уж очень молода.

До Петербурга молодых девушек провожали всей семьей. Надо было нанять комнату где-то поблизости от курсов. Но денег было мало, искали попроще, девицы всего боялись. Когда шептались хозяева, им казалось это подозрительным, спешили дальше, измучились вконец. Наконец, нашли подходящую недорогую комнатку у Смоленского кладбища на Васильевском острове, у судьи Антонова.

Бестужевские курсы были вторыми, открытыми в России для дворянских девушек из хороших семей. Открылись они в 1878 году. Первыми были курсы Герье в Москве, начавшие свою работу ещё в 1872 году. 70-ые годы XIX столетия были неспокойными для правительства. Поднимались народнические организации, начался поход радикальной молодежи в деревню - "хождение в народ". Очень много женской молодежи вовлеклось в общественную борьбу, в особенности тех девушек, которые возвращались в Россию, получив университетское образование за границей, в Швейцарии или Германии. Чтобы остановить негативное влияние эмансипации, решено было в пору реформ 60-70 годов обратить внимание на организацию высшего женского образования у себя, в России.

Бестужевские курсы были созданы по инициативе историка К. Н. Бестужева-Рюмина. Располагались они на Восьмой линии Васильевского острова, неподалеку от Петербургского университета, чтобы университетские профессора могли успешно совмещать свою работу в университете и на Высших Женских курсах, окончание которых приравнивалось к университетскому образованию. Количество факультетов соответствовало университетскому, был еще и дополнительный - медицинский. Так как у архангельских девушек были золотые медали, они были приняты на курсы без предварительных испытаний. Антонина Петровна выбрала исторический факультет, Августа Петровна -филологический. Четыре года молодые девушки Таратины провели в Петербурге. Их основной целью были занятия на курсах. Это были бурные предреволюционные годы, 1912-1916. На историческом факультете преподавала блестящая плеяда лучших русских ученых: выдающийся историк Н. И. Кареев - крупнейший знаток новой истории Европы, специалист по Франции и французской революции, С. Ф. Платонов, оставивший капитальный труд "Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. ", председатель Санкт-Петербургского философского общества А. И. Введенский, языковед и историк И. А. Бодуэн де Куртэнэ, историк русской литературы Д. Н. Овсянико-Куликовский, наконец, ставший позже, в советское время, известнейшим ученым академик Б. Д. Греков. Конечно, такой каскад ученых имен обрушился на молодых, способных, жаждущих знаний девушек, и не мог пройти незамеченным. В результате они получили блестящее столичное университетское образование.

Но еще была и столичная жизнь в Петербурге, полная увлечений молодости, выходов в театр. На петербургских подмостках выступали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов. Правда, приходилось покупать билеты только на галерку, но все-таки радости от таких походов бывало много. На Шаляпина попасть было трудно, иногда стояли в очереди по полночи. Но главным образом занимались, доставали книги из библиотеки, на курсах давали вопросники, на которые надо было самостоятельно найти ответы в монографиях и учебниках, узнавали расписание экзаменов и сдавали, сдавали, сдавали так, что в три с половиной года окончили весь университетский курс.

Посещали Беломорское землячество, в которое входило много университетских студентов, но оно было далеко от революционных волнений...

Сначала приходили огромные письма от жениха Тони - Гаранского, их было пять или шесть, потом наступило молчание. Почему? Так и не удалось узнать Антонине Петровне. Она себя корила, что в одном из писем под впечатлением своих философских занятий написала: "Не знаю, люблю ли я Вас, или миф, созданный моим воображением!"

Нельзя было не заметить волнений в Петрограде. Все чаще курсистки собирались на митинги. Но архангелогородки Тоня и Гутя "шли мимо", о них говорили: "академики идут". Действительно, получали они одни пятерки и считали себя правыми, стремились поскорее получить диплом об окончании курсов. Не выдержали лишь однажды, в 1913 году, когда в Петербурге было большое торжество - праздновали Трехсотлетие Дома Романовых.

Перед нами интереснейший документ, "Свидетельство Высших Женских Курсов" - Бестужевских, где сообщается, что "Совет профессоров удостоверяет, что Августа Петровна Таратина, сестра моей матери Антонины Петровны, православного вероисповедания, поступившая на курсы по аттестату, с награждением золотой медалью, состоящей под августейшим покровительством Её Императорского Высочества Великой княжны Ольги Николаевны Архангельской женской гимназии, окончила в 1915-1916 учебном году полный курс наук историко-филологического отделения, по группе Русской филологии, подгруппы Литературы. По основным предметам группы ею выдержаны следующие испытания: по общим курсам: введение в языкознание - весьма удовлетворительно; сравнительно-исторической фонетике русского и старославянского языков - весьма удовлетворительно; сравнительно-историческая морфология русского и старославянского языков - весьма удовлетворительно; история русской литературы: древней - весьма удовлетворительно; новой - весьма удовлетворительно; русской народной словесности - весьма удовлетворительно; история славянских литератур - весьма удовлетворительно. По избранным ею двум специальным отделам: по новой русской литературе (Пушкин и его эпоха) - весьма удовлетворительно; специальный вопрос (Рылеев) - весьма удовлетворительно; по общей литературе (Гете и его время) - весьма удовлетворительно. Два семинария: один по литературе и один по языку - пройдены ею вполне удовлетворительно. На испытаниях по подготовительным или вспомогательным предметам отделения она показала следующие успехи: в логике - весьма удовлетворительно; психологии - весьма удовлетворительно; истории древней философии - весьма удовлетворительно; истории западноевропейских литератур - весьма удовлетворительно; латинском языке - удовлетворительные.

На основании & 31 Положения о Петроградских Высших Женских Курсах 3 июля 1889 г, изданного согласно Высочайше утвержденного 25 июня 1889 г. Положения Министров, выдано Августе Петровне Таратиной, это свидетельство за надлежащим подписанием и с приложением печати Курсов. Петроград. 3 мая 1916 г. Директор Петроградских Высших Женских Курсов профессор С. Булич".

Точно такой же документ был получен и моей матерью Антониной Петровной Таратиной:

"Совет профессоров Петроградских Высших Женских Курсов удостоверяет, что Антонина Петровна Таратина, православного вероисповедания, поступившая на курсы по аттестату Архангельской Мариинской 1-ой женской гимназии, с награждением золотой медалью, окончила в 1915-1916 учебном году курс наук историко-филологического отделения, группы Русской истории. По основным предметам группы ею выдержаны следующие испытания: по общим курсам истории: древней - весьма удовлетворительно, средневековой - весьма удовлетворительно, новой - весьма удовлетворительно, русской - весьма удовлетворительно, истории славян - весьма удовлетворительно. По избранному ею одному специальному отделу исторических наук (Варяжский вопрос) - весьма удовлетворительно, специальный вопрос (Киевская и Новгородская летописи) - весьма удовлетворительно. Два семинария : один по русской истории и один по всеобщей (новой) - пройдены ею вполне удовлетворительно, история древней философии - весьма удовлетворительно, методологии истории - весьма удовлетворительно, латинском языке - удовлетворительно.

На основании параграфа 31 Положения о Петроградских Высших Женских Курсах 3 июля 1889 г, изданного согласно ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного 25 июня 1889г. Положения Комитета Министров, выдано Антонине Петровне Таратиной это свидетельство за надлежащим подписанием печати Курсов. Петроград, 3 мая 1916 года."

Из свидетельств Высших Женских Курсов следовало, какое глубокое гуманитарное образование получили сестры Таратины, какими способными курсистками они оказались, и какие перспективы должны были открыться перед ними. Но, увы, недаром так торопились эти девушки-северянки. Уже начиналась Первая мировая война. Россия потерпела не одно поражение. В начале войны, еще в 1914 году, армия А. В. Самсонова попала в окружение в Восточной Пруссии, и сам генерал покончил жизнь самоубийством.

Вся Россия переживала тяжело военную разруху, нехватку продовольствия даже в Петрограде. Не успели курсистки уехать на родину, как разнеслась весть о прорыве генералом А. А. Брусиловым австро-венгерской позиционной обороны в районе Луцка. Это случилось 22 мая 1916 года. Оставалось совсем немного до Февральской революции. Но к этому времени сестры были уже в Архангельске. Они рассчитывали сейчас же приступить к работе. Мечтали о преподавании своих любимых дисциплин, но все места в гимназиях провинциального Архангельска оказались занятыми.

И вот тогда они стали помогать отцу, Петру Андреевичу Таратину, в его работе в Обществе изучения Крайнего Севера и в Статистическом Комитете. Этот период их службы хорошо отражен в материалах Архива Архангельской области. Они, эти молодые образованные девушки, внесли свой вклад в работу важных общественных институтов и, несомненно, оживили их работу. В Краеведческом музее Архангельска и теперь представлены некоторые материалы - свидетельство их работы.

Постепенно открылись вакансии в гимназиях и епархиальном училище. Но начались революции, интервенция и Гражданская война и, наконец, установилась власть советов. 1919 год был отмечен нашествием беспризорников. Сколько их было, откуда они добирались до далекого Архангельска, что искали в северных суровых краях? Встал вопрос об их судьбе. Молодые учительницы были мобилизованы для работы в колониях бывших беспризорников, ставших воспитанниками коммуны. Руководил этой работой на Севере М. С. Кедров, сподвижник и правая рука Феликса Дзержинского, председателя ВЧК, придающего вопросам борьбы с беспризорностью исключительное значение. В 1921 году была создана специальная Комиссия по улучшению жизни детей, которая формировалась из работников ВЧК.

С 1919 года Особый отдел ВЧК возглавлял Кедров. Он же был занят организацией детских колоний для беспризорников. Вскоре в Пертаминскую колонию беспризорников была направлена Антонина Петровна. Двести беспризорников на пароходе в сопровождении гимназических учителей, которые, естественно, оказались беспомощными перед лавиной оборванных, голодных, беспокойных ребят, норовящих поскорее украсть, что плохо лежит, спорящих и дерущихся между собой... Наконец, пароход причалил к Пертаминскому монастырю. Прибывшие начали располагаться в монашеских кельях, еще не успевших остыть после выселения оттуда монахов. Все монастырское имущество было брошено и подверглось совершенно беспардонному грабежу. Даже заведующая детской колонией М. В. Автократова не пренебрегала присвоением исторических ценностей и церковной утвари...

Труднее всего было молодым учителям, только что вступающим в жизнь. Им, бывшим курсисткам, недавно еще зачитывающимся Шопенгауэром и Ницше, полным философии сострадания и идей формирования "человека будущего", теперь надо было выполнять самую черную работу. Беспризорников распределяли по группам, вели мыть, стричься. За монастырской стеной поднялась целая "вшивая горка" из грязной одежды и стриженых волос. Доктор, студент-медик, с трудом справлялся с обрушившейся на него грудой работы.

Вскоре в колонию прибыл "рабочий контроль". Контролировались воспитатели и учителя. Вопросы задавались самые нелепые. Беспризорников спрашивали: "не объедают ли вас учителя?" Снабжение колонии было беспорядочным. Могли завести галеты, какао, а ниток, чтобы чинить рваную одежду, не было, не было самого необходимого. Но главным бичом были побеги воспитанников. Ничем, казалось, нельзя было удержать эту массу несчастных, неуправляемых ребят...

Читать дальше b2.gif (1,15kb)
Hosted by uCoz